Эксперты оценили качество оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России

Центр перспективных управленческих решений (ЦПУР) опубликовал исследование, посвященное качеству проведения оценки регулирующего воздействия в России.

Процедура ОРВ состоит из трех этапов. На первом ведомство-разработчик готовит сводный отчет, в котором обосновывает необходимость законопроекта или нормативного акта. На втором этапе проводится общественное обсуждение на портале, а на третьем свое заключение по инициативе дает Минэкономразвития. Зачастую первая часть этой работы — подготовка сводного отчета — «выполняется только формально», считают в ЦПУР. По оценке экспертов:

лишь 188 сводных отчетов об ОРВ (2,2%) за 2015–2021 годы были заполнены полностью;

около 10% сводных отчетов для нормативных актов, которые влекут за собой запреты и ограничения для физических и юрлиц и введение новых трат, содержат количественные оценки расходов и доходов, которые повлечет за собой их принятие;

только в 43–46% отчетов для таких законопроектов указываются критерии достижения целей регулирования, а сроки достижения целей — менее чем в 40% отчетов.

Эксперты ЦПУР сделали вывод о том, что в целом качество подготовки сводного отчета не слишком влияет на судьбу документа. Оно не соотносится ни с итоговым заключением Минэкономразвития, ни с решением об отказе от разработки инициативы, ни с внесением законопроекта в Госдуму. Вероятно, небольшая значимость сводных отчетов и приводит к тому, что ведомства не стремятся делать их качественными и относятся к ним как к формальности, говорится в исследовании.

Качество заключений об ОРВ Минэкономразвития зависит от нескольких факторов, рассказал РБК директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков. «Оно зависит от той информации, которая предоставлена участниками публичных консультаций, и тех расчетов, которые проводятся сотрудниками Департамента регуляторной политики и ОРВ министерства по данному проекту, — уточнил он. — Есть и третий фактор: сотрудники департамента очень перегружены, потому что они вынуждены отрабатывать все проекты, хотя 75-80% из них — экономически малозначительные».

По данным доклада ЦПУР, положительное заключение Минэкономразвития с вероятностью, близкой к 100%, получают проекты ФНС, ФСБ, а также самого Минэкономразвития. В то же время Минтруд, Минприроды и Ростехнадзор с наименьшей вероятностью получают положительное заключение от Минэкономразвития (30–54%).

Как сообщили РБК в пресс-службе Минэкономразвития, за период с 2013 по 2021 год процедуру ОРВ прошли более 10,2 тыс. проектов, доля отрицательных заключений на них остается «сравнительно стабильной» — между 30 и 40%. В январе—сентябре 2021 года более 35% проектов получили отрицательные заключения. По утверждению Минэкономразвития, в 2020 году процедура ОРВ позволила отсечь потенциальные издержки бизнеса на сумму 2,5 трлн руб., которые могли бы возникнуть, если бы проекты нормативно-правовых актов не проходили никаких фильтров.

Нельзя сказать, что процедура ОРВ работает в России неэффективно, утверждает Цыганков, скорее она «находится в состоянии стройки». «В Европейской комиссии система на полную катушку заработала через 29 лет, в США — через 28, — напомнил он. — При этом регуляторная политика развивалась там в окружении независимого суда, поддерживалось системой конкурентных выборов, свободой СМИ и другими свободами». В России же, считает эксперт, система развивается «чисто технократически».

Источник: https://www.rbc.ru/politics/28/09/2021/6151adf79a794733e9bd3272

30 сентября 2021