1 июля 2021 года, вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», которым установлена новая система контроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. О том, какие позитивные и отрицательные механизмы и мероприятия для бизнеса несет в себе новый закон, свое мнение высказали Уполномоченные по защите прав предпринимателей пяти регионов России.
Елена АРТЮХ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:
— Из позитивного — приоритет профилактики — значит, методической помощи добросовестному бизнесу — над контрольными мероприятиями; признание необходимости соразмерного вмешательства в предпринимательскую деятельность; обязанность контролёров установить и проверить личность заявителя жалобы на бизнес, обоснованности ее насколько возможно (без взаимодействия с предпринимателем) прежде, чем назначать проверку.
Также расширен круг проверок, которые нужно согласовывать с прокурором, недействительность результатов проверок, которые не внесены в единый реестр, возможность не просто участия Уполномоченных по защите прав предпринимателей в проверках, но и обязательность для контролёров рассмотреть заключение бизнес-омбудсмена, выданного по результатам проверки.
Всё это, надеюсь, повысит уровень защищённости контролируемых лиц.
Из негативного — слишком рамочный закон! Поэтому мы ожидаем целый пакет нормативно-правовых актов по его реализации, какие они будут – неизвестно, но надеюсь, что не смогут нивелировать плюсы закона.
Виктория Бессонова, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае:
— Закон определяет два приоритета — профилактика и гласность. В первом случае акцент смещен с контрольно-надзорных мероприятий на профилактические, их семь. Возможно, более «мягкими» будут новые виды мероприятий, например, мониторинговая закупка и выборочный контроль.
Отмечу, что закон содержит подробные правила проведения и набор допустимых контрольно-надзорных действий при каждом мероприятии — осмотр, досмотр и др., то есть инспекторы не смогут действовать произвольно.
Вызывает интерес практическая реализация норм о дистанционном проведении выездной проверки. Правила ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий должны исключить возможность внесения сведений с опозданием, что призвано повысить гласность контрольно-надзорной деятельности.
Для Уполномоченных по защите прав предпринимателей этот закон очень важен еще и потому, что наша роль усилена: к жалобе предпринимателя может прилагаться позиция бизнес-защитника, ответ на которую направляется в кратчайший срок — в течение рабочего дня.
Сейчас я веду в регионе активную работу по разъяснению другого принципиально важного новшества — обжалование решений контрольного-надзорного органа или действий должностных лиц в обязательном досудебном порядке.
Говорить о плюсах и минусах закона пока рано, разве только теоретически порассуждать, а вот с практикой реализации норм закона появится не только более качественный сравнительный анализ, но и, возможно, предложения по его изменению
Мурад Далгатов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан:
— Очень надеюсь, что отрицательные механизмы и мероприятия из закона были исключены еще на стадии проекта, но после его вступления в силу, мы обязательно будем проводить мониторинг реакции бизнеса на нововведения, чтобы «новый закон был лучше старого не только на бумаге».
Что касается положительных моментов, то вступление в силу этого закона, несомненно должно упростить жизнь нашего бизнеса. Сам факт того, что переработан закон о контроле и надзоре уже говорит о том, что государство ставит в приоритет взаимодействие с бизнесом и видит его проблемы, и что важнее — принимает решительные меры по их устранению.
С принятием закона значительно снизится административная нагрузка на бизнес, теперь в приоритете стоит не наказание, а профилактика, также «в полную силу» должен заработать риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий.
Привычные для бизнеса выездные проверки теперь станут крайней, исключительной мерой, внедряется также механизм дистанционных проверок с использованием современных средств связи для полного исключения контакта предпринимателя и контроллера.
Самый же главный «плюс» нового закона — это уход в прошлое так называемой «палочной» системы оценки эффективности контрольных органов, которая, на мой взгляд, не только открывала «простор» для злоупотреблений, но и подрывала уровень доверия бизнеса к власти.
Павел Новосёлов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:
— Хотелось бы отметить основные новации, заложенные в законе:
— профилактика: все контрольно-надзорные органы должны 2/3 своей деятельности посвящать профилактике и разъяснению требований. Особенно приветствуется нами новый вид профилактического мероприятия – профилактический визит, когда инспектор в форме беседы с бизнесменом информирует об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля. Этот вид особенно важен для начинающих предпринимателей, которые открыли свой бизнес в новой для себя сфере и могут получить консультацию контролера.
— добросовестность: при добросовестном ведении бизнеса категория риска, присвоенная организации и влияющая на периодичность плановых проверок, может понижаться. Для субъектов МСП существует возможность вообще никогда не встретиться с проверяющими, если они соблюдают установленные требования.
— индикатор риска нарушения требований, который будет сигнализировать о соответствии или отклонении от параметров объекта контроля, которые сами по себе не считаются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда.
— досудебный порядок обжалования действия или бездействия НКО, что будет способствовать ускорению восстановления прав субъектов предпринимательской деятельности.
И очень важная новелла — прямой запрет на KPI для контрольно-надзорных органов, основанных на количестве проведенных профилактических и контрольных мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц.
По моему мнению, новеллы, заложенные в законе несомненно будут способствовать смещению вектора государственного контроля с позиций выявления нарушений и наказания в сторону профилактики и разъяснения обязательных требований.
Елена Рулёва, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области:
— Главные задачи закона о госконтроле и надзоре — сместить акцент при проведении проверок с наказания на профилактику нарушений, дать субъектам предпринимательской деятельности больше гарантий при взаимодействии с проверяющими органами, а также упростить этот процесс и сделать его максимально открытым.
Источник: https://ombudsmanbiz.ru/2021/07/regionalnye-biznes-ombudsmeny-prokommentirovali-zakon-o-goskontrole/#1